Как читать Правильные каноны дома
Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) — на выбор говеющего.
Однако, бесспорно, вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе — на пути украшения души жемчугом слезного покаяния — являются Правильные каноны. В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…», а в другом — как это заботливо и нежно! — уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…». Песня за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными
в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.
Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?
Этот вопрос волнует многих и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.
Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.
Настоящее минипособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично!
Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес olyasamsonova@gmail.com
Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, — все необходимые указания будут всегда перед глазами.
Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.
Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины — одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.
Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.
Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?
Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона:
1) канон Господу Исусу Христу;
2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;
3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);
4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).
Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.
Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения — вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.
Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?
Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.
Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?
Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).
Порядок чтения Правильных канонов на каждый день
Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:
Под понедельник (начиная с воскресного вечера):
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.
Под вторник:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.
* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.
Что такое канон и как он устроен
Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.
Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.
Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:
Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».
Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».
Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.
Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).
Схема чтения Правильных канонов
Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
- Семипоклонный начал
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
- 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
- 5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
- Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
- Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
- «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
- Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
- Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
- «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
- Господи, помилуй (12 раз)
- Слава, И ныне
- «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
- Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
- Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»
Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
- 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
- 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
- Слава
- 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
- И ныне
- 4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»
Далее читаются старшие каноны — Исусу и Богородице (по дню):
Канон Богородице Акафисту: на ряду
Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.
Канон Благовещению Богородицы: л. 39
В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.
Схема чтения песни в каноне Исусу:
- Ирмос
- 4 тропаря (запев Исусу —> тропарь; запев Исусу —> тропарь; запев Исусу —> тропарь; запев Богородице —> тропарь богородичен)
Схема чтения песни в каноне Богородице:
- 4 тропаря (запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; Слава —> тропарь; И ныне —> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
- Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)
* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
- Господи, помилуй (трижды)
- Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
- Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
- Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
- Слава, И ныне
- Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» —> Слава, И ныне —> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»
По 6-й песни:
- Господи, помилуй (трижды)
- Слава, И ныне
- Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
- Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
- Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.
По 9-й песни:
- Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
- Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
- Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны — Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
- Ирмос
- 4 тропаря (запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
- 4 тропаря (запев Ангелу —> тропарь; запев Ангелу —> тропарь; Слава —> тропарь; И ныне —> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.
По 3-й песни:
- Господи, помилуй (трижды)
- Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
- Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
- Слава, И ныне
- Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)
По 6-й песни:
- Господи, помилуй (трижды)
- Слава, И ныне
- Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»
По 9-й песни:
- Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
По совершении малых канонов:
- Достойно есть (поклон земной)
- Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
- «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
- Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день): - Тропари (два) Исусу
- Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря
- Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
- Кондак Исусу
- Слава
- Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
- И ныне
- Кондак Богородице (по дню)
- Господи, помилуй (40 раз)
- Честнейшую херувим (поклон поясной)
- Слава (поклон поясной)
- И ныне (поклон поясной)
- Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)
- Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Под среду:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
- Господи, помилуй (трижды)
- Семипоклонный начал
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Устав о поклонах во время Великого поста
- Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
- Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
- Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».
Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены желтым цветом):
Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
- Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
- 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий)
- 5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
- Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
- Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
- «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
- Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий)
- Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
- «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
- Господи, помилуй (12 раз)
- Слава, И ныне
- «Приидите, поклонимся…» (3 метания)
- Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
- Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»
По совершении малых канонов:
- Достойно есть (поклон земной великий)
- Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
- «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
- Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
- Господи, помилуй (40 раз)
- Честнейшую херувим (метание)
- Слава (метание)
- И ныне (метание)
- Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
- Отпуст
- Господи, помилуй (трижды)
- Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
- Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.
***
Вот и всё ☺ Братия и сестры, наверняка данная статья не охватила все интересующие Вас вопросы, так или иначе связанные с Правильными канонами. Пожалуйста, пишите мне на электронную почту olyasamsonova@gmail.com или звоните по телефону + 7 (967) 130-60-90. Буду рада найти ответы на Ваши вопросы и включить их в расширенную версию статьи.
Также буду крайне признательна, если Вы сравните устав чтения Правильных канонов, изложенный в данной статье c действующим в Вашем приходе, и в случае малейшего несоответствия пришлете свои находки на вышеупомянутый электронный адрес. Спаси Христос!
Православные христиане всех возрастов! Пользуясь случаем, позвольте пригласить вас на занятия воскресной школы Остоженской общины. Каждое воскресенье по завершении Божественной Литургии мы изучаем Святое Евангелие, Катехизис, Жития святых, Основы богослужения, а также самые различные современные вопросы, волнующие посетителей школы. Милости просим!
БОЛЬШУЮ помощь в подготовке данной статьи оказали преподаватель воскресной школы
о. протодиакон Александр Говоров и прихожане семья Макаровых. Спаси Христос!
Ссылка на отсканированный репринт уральской книги (издан в 2010 г. в типографии «Печатник»)
Ольга Самсонова